Неспамушкин остров

Объявление

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ,СОЗДАВАЙТЕ СВОИ ВЕТКИ) И ОБЩАЙТЕСЬ С ДРУЗЬЯМИ НА СВОИ ЛИЧНЫЕ ТЕМЫ!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Неспамушкин остров » Беседка » ИСТОРИЯ ОДНОГО ШЕДЕВРА


ИСТОРИЯ ОДНОГО ШЕДЕВРА

Сообщений 1 страница 20 из 48

1

МНЕ ХОТЕЛОСЬ БЫ РАССКАЗЫВАТЬ ТУТ О КАКИХ ТО ШЕДЕВРАЛЬНЫХ ВЕЩАХ.с НАШЕЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ...МОЖНО СОЧЕТАТЬ С ИСТОРИЧЕСКОЙ.
https://content.podarki.ru/goods-images/b903d90c-fdf8-4f09-a289-bd9fa9aeedcc.jpg

2

https://sr.gallerix.ru/_RUS/1040780374/395869226.jpg
1875г. Холст, масло.
116 х 188 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

Описание картины Максимова В.М. «Приход колдуна на крестьянскую свадьбу»

Одно из лучших произведений позднего передвижника Василия Максимова. В своём творчестве он неизменно опирался на два столпа – жанровость и достоверность. Художник-жанрист, как именуют его искусствоведы, был верен себе и в этой картине.

Итак, что мы видим? Благодаря исключительной достоверности, реализму и тщательно выписанным образам и эмоциям, вся сценка будто оживает у нас перед глазами, герои приобретают объёмы, все события неспешно, но динамично разворачиваются перед глазами.

В разгар весёлого свадебного пира, на современный взгляд, конечно, простоватого, но богатого в своей аутентичности, в дверях дома появляется колдун. Древний дед в заснеженном тулупе вызывает у всех собравшихся соседей и родственников молодых, застывших под образами, целую гамму эмоций – у кого-то оторопь, у кого-то смятение, у кого-то плохо скрываемое беспокойство. Сегодняшнему зрителю очень сложно понять, отчего так переполошилась сельская свадьба?

Всё дело в том, что приход колдуна мог сулить, как и счастье, так и горе – никто не знает посулит ли мудрый старец долгую беззаботную жизнь молодым или же предречёт тяжкие испытания, а то итого хуже – сглазит или хворь «наговорит»? Именно поэтому музыкант бросил балалайку, о чём-то тревожном шепчет подружка, с тревогой глядит на дверь молодая, а родители молодых спешат задобрить старика, привечая его хлебом-солью.

Кисть художника выписала каждый образ в отдельности, гармонично скомпоновав на картине столько фигур, объятых одним настроением, которые разворачивают перед нами целый автобиографичный рассказ (художник воспроизвёл случай, произошедший на свадьбе брата).

Картину эту сегодня можно увидеть в Третьяковке, как и много лет назад, она принуждает остановиться, приглядеться  в растревоженные лица, и понять причину это беспокойства, ну и, конечно, восхититься мастерством автора, который заставил свои образы на полотне жить.

3

Сюжет картины

Дочь Дмитрия Левицкого Агафья изображена в костюме богатой горожанки. Тонкое кружево, яркая парча, расшитый жемчугом венец, шелковое покрывало демонстрируют, что девушка наряжена к празднику. С невероятным мастерством Левицкий изобразил фактуру тканей, не упустив мельчайшие подробности отделки.
https://diletant.media/upload/medialibrary/4f1/4f1a03625a242b582b41f88fefbaf9d6.jpg
Для традиции портрета последней трети XVIII века такой выбор костюма был необычным и даже новаторским. Отказываясь от привычное аллегоричности и европоориентированности, Левицкий обращается к русским корням. Через платье и убранство комнаты он раскрывает образ русской красавицы.

Художник был новатор своего времени. Так, для получения цветов он использовал необычные материалы. Например, чтобы изобразить насыщенный черный бархат, добавлял в краску сажу, а белые ткани писал красками на восковой основе, из-за чего платья так и светятся на картинах.

Что же до характеров героев, то Левицкий в процессе работы многое узнавал о своих моделях, их жизни и секретах. Это помогало уйти от обыденности в портретах и наделить их определенной долей психологизма. Известен пример богача-промышленника Прокофия Демидова, славившегося своими чудачествами. Художник смог изобразить его шальной нрав и эпатажную манеру поведения (так, на парадном портрете Демидов в халате), причем настолько очевидно, что заказчик вскоре приказал убрать картину с видного места — правда глаза колет.
https://diletant.media/upload/medialibrary/519/51969891abb68717389a228bec37a809.jpg

Судьба художника

Дмитрий Левицкий родился в Киеве около 1735 года в семье священника, который кроме всего прочего занимался гравюрой церковных книг. Именно отец познакомил сына с азами живописи. Позднее наставником Левицкого стал художник Алексей Антропов, который приехал в Киев для росписи Андреевского собора. Он предложил талантливому юноше поучаствовать в проекте. Заметив выдающиеся способности, Антропов забрал дарование с собой в столицу, где помог поступить в Академию художеств. Окончив ее и получив звание академика, Левицкий остался преподавать мастерство портрета.
https://diletant.media/upload/medialibrary/0e7/0e705121b211617c98c1aee81fb8c69b.jpg

Автопортрет, 1783 год

Уже после презентации ранних работ его признали первоклассным мастером парадного портрета. Левицкий мог найти выразительную позу и жест, которые представляли модель в особенно выгодном свете. Он писал весь двор, включая и Екатерину II, которая лично заказывала ему полотна. Художник был близко знаком со многими выдающимися людьми своего времени.
https://diletant.media/upload/medialibrary/f9a/f9a62b20d346b28fea83651c14963b4d.png

Первым большим проектом, после которого Левицкий был признан главным художником своего времени, стала серия портретов «Смолянок» — первых выпускниц Воспитательного общества благородных девиц при Смольном монастыре. По заказу главного покровителя института Екатерины II живописец изобразил девушек, которым было суждено стать фрейлинами.
https://diletant.media/upload/medialibrary/82e/82e4e6aae5ee6e9b9cc3e618da4677c9.png

https://ic.pics.livejournal.com/jolaf/658130/140178/original.jpg
https://ic.pics.livejournal.com/jolaf/658130/140810/original.jpg
https://ic.pics.livejournal.com/jolaf/658130/140345/original.jpg
https://ic.pics.livejournal.com/jolaf/658130/141389/original.jpg
https://ic.pics.livejournal.com/jolaf/658130/141162/original.jpg

Апофеозом карьеры были 1780-е годы. Однако Левицкий связался с масонами, за что впал в немилость. Его исключили из Академии, лишили всех привилегий. При Павле I, в эпоху контрреформ, Левицкого восстановили в должности, вновь дали возможность работать. Однако художника ждало испытание посерьезнее императорского гнева — потеря зрения. После 1812 года имя Левицкого больше не встречается в протоколах Академии, он был лишен пенсии и заказов.

Смерть художника, чье имя когда-то гремело при дворе как первой кисти империи, осталась незамеченной. Могила же его была утеряна.

4

Просто прелесть....Интересно очень Наташ! Мне приход колдуна понравился.Я вообще преклоняюсь перед мастерством художников.Как так можно нарисовать?Как выписать ткань на платье,да вообще все...

5

Начальница Чукотки написал(а):

Просто прелесть....Интересно очень Наташ! Мне приход колдуна понравился.Я вообще преклоняюсь перед мастерством художников.Как так можно нарисовать?Как выписать ткань на платье,да вообще все...

сама удивляюсь всегда..красотень!

6

Где-то на просторах Айовы затерялся дом, архитектура которого — классический пример плотницкой готики. В конце XIX века этот стиль сформировал «лицо» Среднего Запада. Желая как-то украсить свои простецкие дома, провинциальные мастера украшали их элементами в неоготическом викторианском настроении.

На фоне дома изображены мужчина и женщина. По одной версии, это супружеская пара, по другой — дочь с отцом. На второй особенно настаивала сестра художника Нэн. Она согласилась позировать, приложила усилия, чтобы подготовить нужный костюм, а Вуд в итоге выписал ее так, что она выглядела значительно старше своего возраста. Чтобы «скостить» несколько лет, Нэн во всех интервью утверждала, что женщина на полотне — именно дочь, а не жена.
https://diletant.media/upload/medialibrary/ae1/ae12c93a48c6329aaec6482ad7e34910.jpg
Для мужчины позировал дантист Байрон МакКиби. Лицо 62-летнего мужчины, по мнению Вуда, все словно бы состояло из длинных прямых линий. Добродушный МакКиби согласился стать моделью, попросив лишь сделать так, чтобы знакомые его не узнали. Но, увы, вышло все совершенно наоборот.

Многое в облике персонажей Вуд воспроизвел по детским воспоминаниям о родителях: у его отца были круглые очки; нашивка на переднике взята со старой одежды матери; брошь была куплена Вудом в Европе для матери; шпиль церкви как напоминание о том, что родители — примерные пресвитерианцы — познакомились в церкви.

Интересно, что в реальной жизни обе модели были жизнелюбивы, активны, да и моложе. Но для истории они остались в тех образах, которые для них придумал Вуд. И все же художник дал слабину. В одном из своих писем он указал: «Я позволил одной пряди выбиться, чтобы показать, несмотря ни на что, человечность персонажа».
Впервые картина была выставлена в год создания — в 1930-м. Произошло это в Чикагском институте искусств, где полотно находится по сей день. В год дебюта художник получил за картину приз в размере 300 долларов. Новости о выставке растиражировали «Американскую готику», сделав ее узнаваемой в каждом уголке страны. Практически сразу же картина стала источником для карикатур и пародий.

Одни — например, Гертруда Стайн, одна из критиков, сразу оценивших полотно Вуда, — рассматривали картину как сатиру на зашоренность жителей одноэтажной Америки. Другие видели в ней аллегорию непоколебимого духа американцев, чей дух не был сломлен Великой депрессией. Вуд на вопросы о сути полотна отвечал: «Я не писал сатиру, я пытался изобразить этих людей, какими они были для меня в той жизни, которую я знал».
Впервые картина была выставлена в год создания — в 1930-м. Произошло это в Чикагском институте искусств, где полотно находится по сей день. В год дебюта художник получил за картину приз в размере 300 долларов. Новости о выставке растиражировали «Американскую готику», сделав ее узнаваемой в каждом уголке страны. Практически сразу же картина стала источником для карикатур и пародий.
Жителям Айовы «Американская готика» не понравилась. Ее советовали повесить в маслобойне, чтобы молоко скисало быстрее при таких кислых лицах. Кто-то грозился откусить художнику ухо.

Судьба художника

Сам Вуд был одним из таких же деревенских жителей из Айовы. Отец скончался, когда Гранту было 10 лет, поэтому мать довольно рано отдала его в подмастерья. Уже в детстве он освоил некоторые из техник, которыми зарабатывал позднее: работа по дереву, металлу, стеклу и т. п.
https://diletant.media/upload/medialibrary/a06/a0692148039042719418f52ac203b99e.jpg
Вуд признавался, что лучшие идеи приходили, когда он доил корову. По сути своей он был больше ремесленником, нежели артистом. После окончания Школы искусств Чикагского университета Вуд изготавливал ювелирные изделия из серебра, и даже длительная поездка по Европе не смогла кардинально изменить его творческий путь. Да, он посмотрел, как работали мастера Северного Возрождения, и многое перенял у них; да, он познакомился с современными ему веяниями и трендами в европейском искусстве. Но все же он оставался и намеренно укреплял провинциализм и реализм своего творчества. Вуд был одним из организаторов движения регионализма, популярного на Среднем Западе. Представители сообщества выбирали для творчества сцены из жизни простых американцев.

Массово пародировать и тиражировать Вуда начали после постепенного восстановления от Великой депрессии. «Американская готика» с ее строгостью, непоколебимостью и пуританством начала появляться в театре, кино и даже в порнографии.

7

https://cameralabs.org/media/lab16/post/01-16/19/Samye-strannye-kartiny_1.jpg
Крик»
Эдвард Мунк. 1893, картон, масло, темпера, пастель.
Национальная галерея, Осло.
«Крик» считается знаковым событием экспрессионизма и одной из самых известных картин в мире.

Существуют две трактовки изображенного: это сам герой охвачен ужасом и безмолвно кричит, прижимая руки к ушам; или же герой закрывает уши от звучащего вокруг крика мира и природы. Мунк написал четыре варианта «Крика», и есть версия, что картина эта — плод маниакально-депрессивного психоза, от которого страдал художник. После курса лечения в клинике Мунк не возвращался к работе над полотном.

«Я шел по тропинке с двумя друзьями. Солнце садилось — неожиданно небо стало кроваво-красным, я приостановился, чувствуя изнеможение, и оперся о забор — я смотрел на кровь и языки пламени над синевато-черным фьордом и городом. Мои друзья пошли дальше, а я стоял, дрожа от волнения, ощущая бесконечный крик, пронзающий природу», — говорил Эдвард Мунк об истории создания картины.

8

https://cameralabs.org/media/lab16/post/01-16/19/Samye-strannye-kartiny_2.jpg
«Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идем?»
Поль Гоген. 1897-1898, холст, масло.
Музей изящных искусств, Бостон.
По указанию самого Гогена картину следует читать справа налево — три основные группы фигур иллюстрируют вопросы, поставленные в названии.

Три женщины с ребенком представляют начало жизни; средняя группа символизирует ежедневное существование зрелости; в заключительной группе, по замыслу художника, «старая женщина, приближающаяся к смерти, кажется примирившейся и предавшейся своим размышлениям», у ее ног «странная белая птица... представляет бесполезность слов».

Глубоко философская картина постимпрессиониста Поля Гогена была написана им на Таити, куда тот сбежал от Парижа. По завершении работы он хотел даже покончить жизнь самоубийством: «Я верю, что это полотно превосходит все мои предыдущие и что я никогда не создам что-то лучше или даже похожее». Он прожил еще пять лет, так и получилось.

9

Гоген,Мунк..это я не понимаю....хоть и шедевры.Красивого там для меня и интересного ничего нет.А вот первая картина (я ее тоже знаю) мне больше нравится не смотря на стиль.

10

http://2queens.ru/Uploads/barbara/Vasnetsov_samolet_1880.jpg
«Ковёр-самолёт». Виктор Васнецов. 1880 год
На картине изображён Иван-богатырь на ковре-самолёте со своей добычей – клеткой с Жар-птицей. Богатырь смотрится очень уверенно на подарке Бабы-яги. Как победитель, он очень спокоен и готов к новым испытаниям. Спокойный ритм уверенность полёта подчёркивают строгие пропорции и интервалы между ровными, длинными горизонтальными мазками изображения неба и воздуха. Плавные изгибы волшебного ковра-самолёта созвучны лёгким линиям крыльев сопровождающих богатыря трёх сов.

Виктор Васнецов одним из первых русских художников обратился к былинно-сказочным сюжетам. На картине «Ковёр-самолёт» он выразил древнюю мечту народа о свободном полёте. Вместе с тем земля в нижней части полотна изображена ломаными линиями и в мрачных тонах, ритм в этой части картины более хаотичен, он звучит несколько угрожающе и возвращает зрителя к более умиротворяющей мелодии верхней и главной части картины и заставляя мечтать.

11

Во времена Пушкина портрет Марии Лопухиной был одной из главных «страшилок». Девушка прожила жизнь короткую и несчастливую, а после написания портрета умерла от чахотки. Ее отец Иван Лопухин был известным мистиком и магистром масонской ложи. Потому и поползли слухи, что-де ему удалось заманить дух умершей дочери в этот портрет. И что если молодые девушки взглянут на картину, то вскорости умрут. По версии салонных сплетниц, портрет Марии погубил не меньше десяти дворянок на выданье…
https://fishki.net/picsw/052011/19/post_anti/mistika/mistika-011.jpg

Конец слухам положил меценат Третьяков, который в 1880 году купил портрет для своей галереи. Большой смертности среди посетительниц оной замечено не было. Разговоры и утихли. Но осадок остался

12

Картина скромно висит без рамы в одном из магазинов Винницы. «Женщина дождя» – самая дорогая из всех работ: стоит 500 долларов. Как утверждают продавцы, картину уже трижды покупали, а потом возвращали. Клиенты объясняют, что она им снится. А кто-то даже говорит, будто знает эту даму, но откуда – не помнит. И все, кто хоть раз заглянул в ее белые глаза, навсегда запоминают ощущение дождливого дня, тишины, тревоги и страха.
https://fishki.net/picsw/052011/19/post_anti/mistika/mistika-015.jpg

Откуда взялась необычная картина, рассказала ее автор – винницкая художница Светлана Телец. «В 1996 году я оканчивала Одесский художественный университет им. Грекова, – вспоминает Светлана. – И за полгода до рождения «Женщины» мне все время казалось, что за мной постоянно кто-то наблюдает. Я отгоняла от себя такие мысли, а потом в один из дней, кстати, совсем не дождливый, сидела перед чистым холстом и думала, что нарисовать. И вдруг четко увидела контуры женщины, ее лицо, цвета, оттенки. В одно мгновение заметила все детали образа. Основное написала быстро – часов за пять управилась. Казалось, моей рукой кто-то водил. А потом еще месяц дорисовывала». Приехав в Винницу, Светлана выставила картину в местном художественном салоне. К ней то и дело подходили ценители искусства и делились такими же мыслями, какие возникали у нее самой во время работы. «Было интересно наблюдать, – говорит художница, – насколько тонко вещь может материализовать мысль и внушить ее другим людям». Несколько лет назад появилась первая покупательница. Одинокая бизнесменша долго ходила по залам, присматривалась. Купив «Женщину», повесила ее у себя в спальне. Через две недели в квартире Светланы раздался ночной звонок: «Пожалуйста, заберите ее. Я не могу спать. Такое впечатление, что в квартире, кроме меня, кто-то есть. Я ее даже со стены сняла, за шкаф спрятала, а все равно не могу». Потом появился второй покупатель. Потом картину купил молодой мужчина. И тоже не выдержал долго. Сам принес ее художнице. И даже деньги назад не взял. - Она мне снится, – жаловался он. – Вот каждую ночь появляется и тенью вокруг меня ходит. Я с ума сходить начинаю. Боюсь этой картины! Третий покупатель, узнав о дурной славе «Женщины», лишь отмахнулся. Даже сказал, что лицо зловещей дамы ему кажется милым. И с ним она наверняка уживется. Не ужилась. - Я сначала не замечал, какие у нее белые глаза, – вспоминал он. – А потом они начали появляться всюду. Головные боли начались, беспричинные волнения. А оно мне надо?! Так «Женщина дождя» снова вернулась к художнице. По городу же понеслась молва, что картина эта проклята. За одну ночь может свести с ума. Художница уже и сама не рада, что написала такую жуть. Впрочем, Света пока не теряет оптимизма: - Каждая картина появляется на свет для какого-то конкретного человека. Верю, что найдется тот, для кого «Женщина» писалась. Кто-то ее ищет – так же, как и она его.
Откуда взялась необычная картина, рассказала ее автор – винницкая художница Светлана Телец. «В 1996 году я оканчивала Одесский художественный университет им. Грекова, – вспоминает Светлана. – И за полгода до рождения «Женщины» мне все время казалось, что за мной постоянно кто-то наблюдает. Я отгоняла от себя такие мысли, а потом в один из дней, кстати, совсем не дождливый, сидела перед чистым холстом и думала, что нарисовать. И вдруг четко увидела контуры женщины, ее лицо, цвета, оттенки. В одно мгновение заметила все детали образа. Основное написала быстро – часов за пять управилась. Казалось, моей рукой кто-то водил. А потом еще месяц дорисовывала».     Приехав в Винницу, Светлана выставила картину в местном художественном салоне. К ней то и дело подходили ценители искусства и делились такими же мыслями, какие возникали у нее самой во время работы.     «Было интересно наблюдать, – говорит художница, – насколько тонко вещь может материализовать мысль и внушить ее другим людям».     Несколько лет назад появилась первая покупательница. Одинокая бизнесменша долго ходила по залам, присматривалась. Купив «Женщину», повесила ее у себя в спальне.   Через две недели в квартире Светланы раздался ночной звонок: «Пожалуйста, заберите ее. Я не могу спать. Такое впечатление, что в квартире, кроме меня, кто-то есть. Я ее даже со стены сняла, за шкаф спрятала, а все равно не могу».     Потом появился второй покупатель. Потом картину купил молодой мужчина. И тоже не выдержал долго. Сам принес ее художнице. И даже деньги назад не взял.   - Она мне снится, – жаловался он. – Вот каждую ночь появляется и тенью вокруг меня ходит. Я с ума сходить начинаю. Боюсь этой картины!     Третий покупатель, узнав о дурной славе «Женщины», лишь отмахнулся. Даже сказал, что лицо зловещей дамы ему кажется милым. И с ним она наверняка уживется. Не ужилась.   - Я сначала не замечал, какие у нее белые глаза, – вспоминал он. – А потом они начали появляться всюду. Головные боли начались, беспричинные волнения. А оно мне надо?!     Так «Женщина дождя» снова вернулась к художнице. По городу же понеслась молва, что картина эта проклята. За одну ночь может свести с ума. Художница уже и сама не рада, что написала такую жуть. Впрочем, Света пока не теряет оптимизма:   - Каждая картина появляется на свет для какого-то конкретного человека. Верю, что найдется тот, для кого «Женщина» писалась. Кто-то ее ищет – так же, как и она его.

13

НЕСПАМУШКА написал(а):

«Ковёр-самолёт». Виктор Васнецов. 1

Ну Васнецов,он и в Африке Васнецов!!!!

14

НЕСПАМУШКА написал(а):

Кто-то ее ищет – так же, как и она его.

ну...тут уже мистика...
А вот Лопухина..интересно.

15

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/f/fa/Trial_in_Moscow_tsardom_by_S.V.Ivanov.jpg/1199px-Trial_in_Moscow_tsardom_by_S.V.Ivanov.jpg
мне нравится эта картина Суд в Московском государстве но я ничего о ней найти не могу

16

Картина Клавдия Лебедева «Марфа Посадница. Уничтожение Новгородского Веча» написана им в 1889 году.

Автор обращается к историческому факту уничтожения новгородского самоуправления после военного похода Ивана III на Новгород в 1478 году. Марфа Борецкая или Марфа-посадница, жена новгородского посадника Исаака Борецкого, после казни мужа стала во главе движения за выход Новгорода из-под власти Москвы.
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/5/57/LebedevK_UnichNovgrodVecha.jpg/300px-LebedevK_UnichNovgrodVecha.jpg
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/ru/thumb/1/1c/%D0%9C%D0%B0%D1%80%D1%84%D0%B0-%D0%9F%D0%BE%D1%81%D0%B0%D0%B4%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B0.jpg/267px-%D0%9C%D0%B0%D1%80%D1%84%D0%B0-%D0%9F%D0%BE%D1%81%D0%B0%D0%B4%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B0.jpg

17

В последние годы жизни Василий Перов обращается к историческим и религиозным темам. Картина «Никита Пустосвят. Спор о вере», написанная в 1881 году, посвящена событию, случившемуся в 1682 году.

В 1650-1660 годах патриарх Никон провел церковную реформу, в результате которой произошел раскол русской православной церкви. Суздальский священник Никита Добрынин (старовер) был противником преобразований. В 1682 году он добился проведения «прений о вере». Староверы просили устроить дебаты на Красной площади. Зная, что за Никитой Добрыниным стоит толпа единомышленников, Патриарх Иоаким боялся публичных обсуждений и перенес их в Грановитую палату Московского Кремля, В результате на диспут, состоявшийся 5 июля, смогли попасть не все приверженцы старой веры.

Никита выступил с яркой речью, но его слова не убедили присутствующих. Не имея никаких аргументов, чтобы возразить священнику, патриарх Иоаким (справа от Софьи) прервал диспут, объявив своего оппонента «Пустосвятом». Вместе с тем, Никита и другие староверы считали себя победителями спора. Однако, на следующее утро по приказу царицы священник был обвинен в государственной измене и казнен, а его сподвижники разосланы по монастырям.

Композиция картины строится на противопоставлении левой части полотна, где изображены представители высшего духовенства и царствующие особы во главе с царицей Софьей, с правой частью, где мы видим раскольников-старообрядцев. Никита Пустосвят держит крест, рядом с ним - монах Сергий, одетый в рясу и черную шапочку, в руках у него – челобитная с требованием восстановить старую веру. На полу сидит потрясенный речью священника архиепископ Холмогорский Афанасий (Любимов), противник староверов (он приложил руку к щеке и отстраняется от разгневанного Никиты).

Масштабное полотно Василия Перова «Никита Пустосвят. Спор о вере» стало последней работой гениального мастера. Картина написана беспристрастно и не передает отношение живописца к происходящему. Вместе с тем спор о вере, начатый мечом в 1682 году, продолжался еще несколько веков. В гонениях староверов официальное духовенство превзошло государство настойчивостью, озлобленностью и непримиримостью.

https://www.msk-guide.ru/pics/pagelogo_21389_desc500.jpg

18

интересно.Вот так за каждой картиной судьба или судьбы людей.

19

«Монахиня» Ильи Репина
https://b1.culture.ru/c/719260/1.png
С портрета на зрителя задумчиво смотрит молодая девушка в строгой монашеской одежде. Образ классический и привычный — он, вероятно, не вызвал бы у искусствоведов интереса, если бы не мемуары Людмилы Шевцовой-Споре — племянницы жены Репина. В них обнаружилась любопытная история.

Для «Монахини» Илье Репину позировала Софья Репина, урожденная Шевцова. Девушка приходилась художнику свояченицей — и одно время сам Репин был ей серьезно увлечен, но женился на ее младшей сестре Вере. Софья же стала женой брата Репина — Василия, оркестранта Мариинского театра.

Это не помешало художнику неоднократно писать портреты Софьи. Для одного из них девушка позировала в парадном бальном туалете: светлое нарядное платье, кружевные рукава, высокая прическа. Во время работы над картиной Репин серьезно поссорился с моделью. Как известно, художника может обидеть каждый, но немногие могут отомстить так изобретательно, как это сделал Репин. Обиженный художник «переодел» Софью на портрете в монашеские одежды.

Историю, похожую на анекдот, подтвердила рентгенограмма. Исследователям повезло: Репин не счистил первоначальный красочный слой, что позволило в деталях рассмотреть подлинный наряд героини.

20

https://b1.culture.ru/c/719262/2.png
Не менее интересную загадку оставил для исследователей ученик Репина — Исаак Бродский. В Третьяковской галерее хранится его картина «Аллея парка», на первый взгляд ничем не примечательная: работ на «парковую» тематику у Бродского было много. Однако чем дальше в парк — тем больше красочных слоев.

Один из исследователей обратил внимание, что композиция картины подозрительно напоминала другую работу художника — «Аллею парка в Риме» (Бродский был скуп на оригинальные названия). Это полотно долгое время считалось утерянным, а его репродукция была опубликована лишь в довольно редком издании 1929 года. С помощью рентгенограммы исчезнувшая мистическим образом римская аллея была найдена — прямо под советской. Художник не стал счищать уже готовое изображение и просто внес в него ряд нехитрых изменений: переодел прохожих по моде 30-х годов XX века, «отобрал» у детей серсо, убрал мраморные статуи и немного видоизменил деревья. Так солнечный итальянский парк парой легких движений руки превратился в образцовый советский.

На вопрос, почему Бродский решил спрятать свою римскую аллею, исследовали ответа не нашли. Но можно предположить, что изображение «скромного обаяния буржуазии» в 1930 году с идеологической точки зрения было уже неуместным. Тем не менее из всех постреволюционных пейзажных работ Бродского «Аллея парка» наиболее интересна: несмотря на изменения, картина сохранила очаровательное изящество модерна, которого в советском реализме уже, увы, не было.


Вы здесь » Неспамушкин остров » Беседка » ИСТОРИЯ ОДНОГО ШЕДЕВРА